СОСКОЧИЛИ С ОСТАНКИНСКОЙ ИГЛЫ

Опубликовал(а)

Латвийский Национальный совет по электронным СМИ запретил вещание российских телеканалов, принадлежащих российской Национальной Медиа Группе. Латвия — не первая на постсоветском пространстве, которая преграждает доступ кремлевской дезинформации, ориентированной на русскоязычную аудиторию и разжигающей межнациональную рознь. Вместе с Украиной и Молдавией она является лидером активного сопротивления лжи из московского зомбоящика.

Удар по ближнему кругу Путина

Начиная с 2014 года, после Крыма и Донбасса, европейские политики, аналитики и журналисты в Европе обсуждали способы противодействия российской пропаганде, являющейся, по существу, дезинформацией.

Дискуссии сводились к трем выводам.

Во-первых, впрямую бороться с дезинформацией, опровергая ее, дело сомнительное: разоблачающий, прежде всего, воспроизводит эту дезинформацию и, в отличие от источника дезинформации, ограничен рамками истины и морали — то есть находится в заведомо проигрышном положении. Во-вторых, заниматься же прямой пропагандой (то есть агитацией за себя при помощи лжи, умолчаний и полуправды) Европа не хочет и не станет, что подчеркивается в резолюции Европарламента. В-третьих, если пытаться организовать противодействие, то не очень понятно, как это эффективно делать в нынешних условиях, когда каналов информации благодаря интернету — бесчисленное множество.

Что остается? Создавать новые информационные площадки и блокировать доступ дезинформации. С новыми структурами и аналитическими проектами в интернете, мягко говоря, не густо. Если не считать один русскоязычный телеканал в Эстонии ETV+, созданный в 2015, с годовым бюджетом в 2,5 млн. евро, на которые можно создавать программы в объеме полуторачасового ежедневного вещания и аудиторией меньше статистической погрешности, как говорят эксперты. Существенная разница между объемом финансирования между ETV+ и, скажем, Первым каналом, исчисляемая не разами и порядком, является одной из причин впечатляющей привлекательности российского телевидения в Эстонии. В Латвии та же ситуация. Притом, что в этой стране кремлевская пропаганда — это комбинированное общее время просмотра 24,8%.

Запрет на вещание кремлевских телеканалов, предпринятый в Латвии, может оказаться действенным средством защиты. Владелец Национальной Медиа Группы — Юрий Ковальчук, миллиардер ($1,3 млрд.) — находится под европейскими санкциями, поскольку по версии Минфина США является личным кассиром Путина. В этом контексте мировые СМИ рассматривают запрет российских телеканалов, как удар по ближнему кругу российского президента, который развернул информационную войну против Запада. Латвийская логика проста:если друг Владимира Путина под европейскими санкциями, то и собственность его, которая выпускает дезинформационную продукцию, должна быть под санкциями.

Почему Латвия стала пионером подобного активного противодействия Москве?

Во-первых, потому что в этой республике накоплен определенный исторический опыт общения с Россией. Напомним, что Латвия — часть Балтии, которая ДВАЖДЫ подвергалась «добровольному присоединению» к СССР (век назад и по окончании Второй мировой войны), и по этой причине мечтала о том, как побыстрее скинуть с себя коммунистическое ярмо и приступить к рыночным преобразованиям. Именно общественные инициативы трех стран региона, включая 670-километровую живую Балтийскую цепь (23 августа 1989, 2 млн. жителей Прибалтики), приблизили крах советской империи.

Жители этого региона много десятилетий вызывают раздражение Москвы, которое обострилось после распада СССР. «Если Запад пытаются обвинить в русофобии, то сегодня Россия абсолютно больна балтофобией. По крайней мере, мы это наблюдаем с экранов», — подчеркнул в эфире радио Baltkom, в программе «Абонент доступен» уроженец Латвии актер Андрис Лиелайс, гражданин и житель России, который пытается развенчать путинскую балтофобию, участвуя в телешоу на кремлевских каналах.

Во-вторых, в Латвии, насчитывающей 2 млн. человек, почти треть которых — русскоязычные, и по этой причине — реальные или потенциальные потребители телепродукции кремлевских СМИ. Речь идет и о русских, и об украинцах, татарах, евреях и других диаспорах, встроенных в общество. С другой стороны, важно учитывать, что говорящие на русском языке не являются монолитными сообществами в той же Латвии, а скорее разнородными во многих отношениях группами людей, имеющих различные политические взгляды, предпочтения, уровень интеграции, устоявшееся мнение, согласно которому они будут верить всему, во что им хочется верить.

Первый в Латвии запрет на кремлевскую телеложь случился в 2014 году. По решению Национального совета по электронным СМИ, вещание телеканала «РТР-Планета», адаптированного аналога «России-1», было прекращено на три месяца из-за пропаганды войны в информационных программах. В 2016-м ретрансляцию этого канала запретили уже на полгода. Причиной стало разжигание ненависти и призывы к войне с Украиной, которые звучали в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым».

На кого рассчитаны кремлевские кнопки?

Национальные меньшинства являются легкой мишенью для дезинформации, организуемой Кремлем. Идеальная аудитория — люди 60+. Пожилые люди в странах Балтии, Белоруссии, Украины, Молдовы, на Кавказе склонны чаще проявлять ностальгические чувства к совковому прошлому и обычно являются неопытными пользователями современных информационных технологий.

Так, в Молдове, где каждый второй телеканал в ТОП-10 СМИ родом из РФ, этнические украинцы и гагаузы более восприимчивы к «дезе» Кремля, чем население в целом. Проведенное в 2016 году исследование в Литве показало, что 46% населения в возрасте от 46 лет и старше склонны соглашаться с тем, что «в жизнь в Советском Союзе была лучше, чем сегодня в независимой Литве». Естественно, что именно эта аудитория согласна с путинской мечтой о реанимации СССР. В Грузии этнические армяне и азербайджанцы, которые составляют около 11% населения страны и недостаточно интегрированы в грузинское общество, считаются группами, очень восприимчивыми к прокремлевской пропаганде. В Азербайджане уязвимыми этническими группами являются лезгины и талыши. Многие в малых национальных группах переняли русский язык как язык повседневного общения и стали заядлыми потребителями российских СМИ.

Еще одна группа риска — русскоязычная молодежь до 25 лет. Незнание от нежелания вникать в суть проблем и отсутствие жизненного опыта, который позволял бы им критически воспринимать увеличивающиеся инфопотоки, делают ее представителей легкой добычей Кремля. Существуют профессиональные группы людей, готовых верить Кремлю на слово: в Беларуси, 40% населения которой считают основным источником информации Москву, это армейские офицеры и военнослужащие, в странах Закавказья — предприниматели, имеющие тесные деловые связи с Россией.

В Эстонии четыре из 10 самых популярных телеканалов (16% вещания) транслируют российский телевизионный контент, являясь распространителем дезинформации, созданной по заказу Кремля. В отличие от Литвы, где русскоязычная часть населения в Литве во много раз меньше, чем в Латвии и Эстонии, и литовцы гораздо менее подвержены воздействию российского информационного пространства и менее восприимчивы к российским традиционным и цифровым медиа.

Типичная черта постсоветских стран — отсутствие долгосрочных национальных стратегий, направленных на борьбу с российской дезинформационной кампанией. Мало того, в Молдове, несмотря на зафиксированную цель достичь объема трансляции 70% программ на национальном языке, четыре из пяти самых популярных телеканалов не соответствуют этому законодательному требованию. Получается, что Кишинев сознательно отдает на растерзание соловьевым и киселевым свою национальную телеаудиторию.

Украинский и молдавский вклад в борьбу с кремлевской дезинформацией

Понятно, что на таком провальном постсоветском фоне акция Латвии воспринимается как чувствительный удар по российскому телеэфиру. Суммарно телеканалов девять: «Время: далекое и близкое», «Бобер», «Дом Кино», «Дом Кино Премиум», «Музыка Первого», «О!», «Поехали», «Телекафе» и «Петербург-Пятый канал». По заявлению ЕС о санкциях от 2014 года, эти каналы активно проводят политику российского правительства по дестабилизации Украины. Запрет на их вещание будет действовать до тех пор, пока Ковальчук будет оставаться под санкциями.

Тем временем в Украине оценивают итоги вот уже почти пятилетнего запрета на российский телеэфир. С 2014 по 2017 год Украина запретила более 70 российских телеканалов – среди которых Первый канал, каналы ВГТРК, НТВ, «Раша Тудэй», а также «Дождь». Причиной этого стала защита национальной безопасности в информационной сфере. Как поясняет в интервью Радио Свобода Наталья Лигачева, руководитель издания «Детектор медиа» в Украине, эта страна несколько лет обходится без российских каналов. И «Детектор медиа» была причастна к тому, чтобы эти телеканалы были запрещены к трансляции в аналоговом вещании. Теперь только 4–5% респондентов в социологических опросах в Украине продолжают получать информацию об Украине из российских телеканалов, а 13% смотрят эти передачи постоянно. При этом лавина пророссийской дезинформации катится и на украинских ресурсах, которые находятся на содержании РФ. Однако это все равно означает сужение поля действия пропаганды.

Наталья Лигачева считает, что у многих ее земляков изменилось отношение к действительности, когда они перестали смотреть российские телеканалы: хватает иных источников, усиливается роль соцсетей. И тот, кому по душе кремлевская ложь, находит эту информацию. Но факт очевиден: «чем больше человек будет от нее каким-то образом отстранен, тем лучше».

В соседней Молдове в феврале 2018 года вступил в силу закон, получивший неофициальное название «О борьбе с российской пропагандой». После этого из эфира исчезли информационные и аналитические программы, но остались развлекательные, такие как «Модный приговор» и «Давай поженимся».

Внимая исключительно Кремлю

Кроме того, что Кремль инициирует компанию лжи, привлекая к этому штатный состав государственных телекомпаний и фабрик троллей типа пригожинской, он и сам участвует в распространении дезинформации. Примеры: официальные заявления, в числе которых знаменитое путинское «ихтамнет», когда дело касалось востока Украины, «не дадим нашу Лизу в обиду» из уст министра иностранных дел Сергея Лаврова по поводу якобы изнасилованной берлинской школьницы. И подобных случаев немало — от «распятого бандеровцами мальчика» на экранах российского телевидения до жителя украинского городка Каменское Андрея Скипочки, сыгравшего для шоу Андрея Малахова убийцу бывшего депутата Госдумы Дениса Вороненкова

Актер Андрис Лиелайс

Актер Андрис Лиелайс негодует: ему кажется, что российская «пропаганда настолько саморазоблачающая, что чем больше ее смотришь, тем больше она отталкивает от себя». И высказывает предположение, что зрители воспринимают ее подачу и содержание, как шоу, а не как источник правды. Градус шоу определяется остротой проблем. Но вот закавыка: как только перестать говорить об Украине, эта острота исчезает. «Мне кажется, что именно пропагандистские программы на российском телевидении загнали себя в угол, дальше развиваться им некуда». От этого — однотипность формулировок и скандальный способ подачи фактов.

Россияне крепко подсажены на останкинскую иглу. До такой степени оболванены, что даже не испытывают ни малейшего желания перепроверить факты. Поэтому резонен вопрос Андриса Лиелайса россиянам: «А вы видели хоть одну программу по своему кабелю из стран Балтии, из Польши, из той же Украины, не вырезанное, не озвученное, не купированное, не подмонтированное? Вы можете так же смотреть в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сибири каналы своих ближних соседей? Значит, по факту, чье телевидение запрещено?» Получается, что для Москвы телепередачи из ближнего зарубежья — санкционный продукт, нечто вроде пармезана.

Эксперты подчеркивают: важная политическая роль Андриса Лиелайса состоит в том, что он выступает на российских федеральных каналах и «хоть какой-то кусочек правды он все-таки доносит из эфира этих самых шоу». Но есть и иное мнение: если уж попал на кремлевское шоу, будь готов к тому, что тебе заткнут рот. Почему? Как отмечают в соцсетях, «политическое шоу – это всегда кукольный спектакль, который решает конкретную пропагандистскую задачу. Его всегда готовят и ведут кукловоды-профессионалы и ты там — всегда кукла. И цель кукловода – дать тебе возможность сыграть роль, прописанную сценарием».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s