ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПУТИНА ПРОТИВ ЗАПАДА

Опубликовал(а)

Российская пропаганда нацелена на то, чтобы ослабить доверие европейцев к собственным правительствам, к Евросоюзу, демократии и к собственным СМИ. При этом сами российские пропагандисты постоянно рассказывают о «притеснениях демократии», как только против них принимают хоть какие-то меры. Именно об этом они начали рассказывать, как только Фейсбук начал выключать некоторые пророссийские ресурсы неизвестного происхождения и финансирования. Отключить он их выключил, но надолго ли? 

Год за годом российские государственные СМИ имели возможность достаточно легко и незаметно распространять свою пропаганду. Собственно, огромная кампания подготовки дезинформационного фронта в Европе началась еще в конце двухтысячных годов, когда на свет появилась концепция так называемого «Русского мира», а на кремлевские деньги десятки подставных «деятелей» стали покупать небольшие европейские интернет-порталы, газеты и даже теле- и радиоканалы. Сейчас это все работает с полной отдачей, создавая «информационный шум» необходимого Кремлю наполнения…

Впрочем, после того, как в течение последних месяцев (ориентировочно — начиная с момента нападения российских боевых катеров и вертолетов на украинский буксир и два малых катера в Керченском проливе) общественное недовольство безнаказанностью российских пропагандистов усилилось, уже даже социальные сети начали на него реагировать. Так, Фейсбук объявил, что прекратил действие сразу нескольких российских каналов, в том числе — In The Now, который имел в этой сети до сих пор около 3,7 млн. абонентов. Формальным поводом для его закрытия послужил тот факт, что подписчикам было непонятно, кто именно стоит за этим каналом. Никакой информации о том, что канал является финансируемым Кремлем СМИ, нигде не было. Кроме того, многочисленные ссылки на этом канале служили сокрытию настоящего авторства материалов. Впрочем, пока непонятно, как долго продержится этот запрет. 

Информационный веб-сайт немецкой коммуникационной компании T-Online, который первым сообщил о прекращении работы российских фейсбук-каналов, оценивает количество подписчиков In The Now, «исторического» канала Backthen, а также якобы природозащитного канала Waste-Ed и политического журнала Soapbox примерно в 4 миллиона человек и в 2,5 миллиарда кликов. Таким образом, российские каналы Фейсбука обгоняют даже такие известные немецкие издания, как Bild или Spiegel Online. По данным T-Online, компания Maffick GmbH, которая стоит за целым рядом российских каналов, расположен в центре Берлина. Она на 51% принадлежит фирме Ruptlv TV, которая, в свою очередь, является «дочкой» российского концерна RT — того, который раньше назывался Russia Today.

Бойцы гибридного фронта

То, что российская пропаганда буквально заполонила немецкое информационное пространство, официально было признано в Германии только в декабре прошлого года. На небольшой депутатский запрос фракции Свободной демократической партии (FDP) в Бундестаге о российском влиянии на общественное мнение, немецкое федеральное Министерство внутренних дел ответило, что московские государственные СМИ выдают в эфир материалы, которые «в целом, распространяют в пропагандистской манере общую точку зрения российского правительства». Особенно это касается интернет-телевидения RT и информационного агентства Sputnik. 

Все эти СМИ через различные правовые конструкции связаны с холдингом «Россия Сегодня», который был основан еще в декабре 2013 года отдельным декретом Путина и «подкачан» несколькими сотнями миллионов евро из российского государственного бюджета. Целью всех этих программ является «альтернативное освещение текущих новостей и событий». Альтернативное — значит промосковское. 

Вся эта деятельность настолько заинтересовала немецких либералов, что близкий к FDP политический фонд Фридриха Науманна даже провел собственное исследование, вместе с группой политологов во главе с доктором Сусанной Шпанн. Были обнаружены 50 «исполнителей», исследованы более 500 источников. В своих выводах госпожа Шпанн объясняет: «Информационная политика российского руководства является частью гибридных военных действий, которые можно наблюдать с начала 2014 года в связи с украинским кризисом». 

На самом деле, главный редактор «России Сегодня», Маргарита Симоньян, уже много лет назад, не таясь, говорила о том, что Россия ведет против Запада информационную войну. По данным Сусанны Шпанн, основными целями этой войны являются США и крупнейшие союзники Америки по НАТО — прежде всего, Германия и Великобритания. 

Намерения российской пропаганды для Сусанны Шпанн понятны: привычное для любого свободного общества недоверие к СМИ и ко властным институтам инструментализуется, усиливается и превращается в оружие против самого этого общества. «Цель российской информационной политики — как можно большая потеря доверия населения к правительству, к НАТО, к ЕС, к СМИ и к демократии. В то время, как в авторитарно управляемой России информация в основном контролируется, российское руководство использует открытые общества, такие, как немецкое, для распространения сомнений и неуверенности», — пишет Шпанн в своем докладе. На примере Германии она демонстрирует, что картинка, которую «рисуют» российские пропагандисты с этой страны, является почти полностью отрицательной: «Германское правительство якобы является марионеткой США, демократия — слабая система, СМИ — манипулируемы», — отмечает Шпанн — «Целью такого представления информации является раскол общества. Ради этого российские медиа вмешиваются в существующие конфликты — например, в вопрос с мигрантами — и раздувают их как можно интенсивнее». 

Вспомните о Лизе

Самый известный пример подобных действий — это, вероятно, история с девочкой Лизой, которая произошла в 2016 году. 13-летняя «русская немка» Лиза, которая живет с родителями в берлинском районе Марцанн (его берлинцы называют «русской деревней»), вдруг пропала. На следующий день она нашлась и рассказала, что ее якобы изнасиловали трое «черных». На самом деле оказалось, что у нее были большие проблемы в школе, и поэтому она провела ночь у друга, чтоб не идти домой. Ни одного доказательства изнасилования найдено не было.

Российские масс-медиа, впрочем, сразу начали раздувать эту историю до «массовых изнасилований беженцами немецких девушек». Подстрекаемые, как потом выяснилось, российскими консулами группы «русских немцев» пошли на улицы протестовать против полиции, которая, мол, «ничего не делает», а российский министр иностранных дел Сергей Лавров даже выступил и заявил, что «Лиза — гражданка России и мы готовы защитить ее». Всю эту бучу заварил репортер российского «Первого канала», который выдал в эфир сюжет, полностью построенный на лжи.

Как в этом, так и в других подобных случаях, российские телеканалы имели и имеют свою выгоду, апеллируя к европейским (в данном случае — немецким) популистам. Те же «деятели» из праворадикальной немецкой партии «Альтернатива для Германии» радушно пользуются возможностью получить трибуну, давая интервью RT и «Спутнику». Они убеждают своих сторонников в том, что отныне только российские СМИ можно считать правдивыми и только к ним следует прислушиваться. Интересно, что так же, как и правые радикалы, активничают на российских каналах и представители немецкой партии «левых». Это следует из выводов исследования, проведенного в 2017 году Лондонской школой экономики. 

Патриоты Путина

Социальные сети также уже много лет используются российской пропагандой, как «шлюзы» для распространения лжи и провокаций. Вспомнить хотя бы знаменитую «фабрику троллей», основанную в Санкт-Петербурге под официальным названием «Агентство Интернет-исследований» и прозванную просто «Ольгино». Она успела вмешаться уже в президентские выборы в США и Франции, парламентские выборы в Германии и еще в ряд выборов по всей Европе — от Голландии и Швеции до Чехии. Именно она штампует десятками тысяч фальшивые профайлы в Фейсбуке, Инстаграмме и Твиттере, именно ее «бойцы» поливают грязью все, к чему могут дотянуться.

Один из таких профайлов — это известная «Jenna Abrams». Долгое время не было понятно, что речь идет о вымышленном персонаже. Комментарии «блогера с правыми взглядами из США» были настолько убедительными, что ее цитировали даже такие уважаемые издания, как The New York Times и CNN. Только в Твиттере количество ее подписчиков достигало 70 000 человек. Правда, ее сообщения становились тем более радикальными, чем ближе были президентские выборы 2016 года в Америке. После выборов этот профайл просто исчез, позже было доказано, что это — ольгинская выдумка.

Сам Путин, как всегда, открещивается от того, что именно Кремль стоит за всеми этими армиями троллей — так же, как он открещивался от «зеленых человечков» в Крыму и «их-там-нетов» на Донбассе. «На государственном уровне мы такого не делаем», — заявил он, например, в 2017 году во время экономического форума в Санкт-Петербурге. Впрочем, он заявляет, что «не может исключить», что все это делают «патриоты России». «Патриоты», которые за свою ложь получают государственные российские деньги и исчезают, как только потребность в них пропадает…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s